put_zdorov2018 (put_zdorov2018) wrote,
put_zdorov2018
put_zdorov2018

Category:

Мини-семинарчик «Программы подготовки»

Соображения по итогам мини-семинарчика «Программы подготовки»
(Проект «Путь здоровья»)
15 декабря 2018 г. Время: 10:00 – 14:00
Место: Коворкинг-офис, ул. Ленинградская, 27 (вход со стороны театра «Колесо»)

Идея: Два завершающих год мероприятия 15.12.2018 в Тольятти и 21.12.2018 в Самаре по теме «Программы подготовки».

Программа и программирование понимается в деятельностном и мыслительном контексте. Программа, как то, что разворачивается/развертывается (метафора – ДНК), что позволяет в пределе построить самому программу развития себя; «надеть» на себя и по шагам/этапам развиваться. При этом рефлексивно наблюдать за «собой развивающимся», корректировать результаты и саму программу; разрабатывать и запускать «новые проекты» (себя и собственной жизни). Требуется соответствующее представление о «программе», «деятельности программирования» и др.
Подготовка – процесс построения новых представлений, знаний, состояний (методов, способов конструирования и управления ими), построение графиков тренировок по переводу себя из состояния «не готов» в состояние «готов». Готовность для решения задач (если таковые можно выделить и формализовать), либо к действиям в неопределенных, непредсказуемых ситуациях…
Задача: различить и построить рабочие представления о программировании, разработке и освоении программ (конструирование практик здоровья, образования etc.). Различить процессы «образования» - «обучения» - «подготовки»; собрать понимание, схемы сборки и рабочий методический материал в рамках проектов «Путь здоровья».
Формат: мероприятие построено в жанре презентационного мастер-класса с элементами включения в проектную и мыслительно-коммуникационную работу (игровая форма)




Материалы здесь

Эпиграф:
«- Что ты есть, человек?!
и такой хитренький ответ:
- Я есть "программа подготовки"»

***

"Готов" - жаргонное: умер, погиб, закончился, выносите...

"Не готов" - ещё повоюем, ещё есть чем заняться, есть много интересного неосвоенного, недоделанного...

Подготовка — это вся жизнь: от планирования рождения, до всяких посмертных воспоминаний. Прерываемая смартфонами, звонками, склоками, судами, пьянками, свадьбами, похоронами и всякими бесконечными жизненными глупостями и обстоятельствами, которые быстро проходят (в контексте "И это тоже пройдёт").

«Подготовка» наиболее сложное для рефлексии и осознания представление. Но самое важное и нужное для жизни. Основное представление, через которое можно ухватить для себя всю действительность и нарисовать собственную картину мира.

А уж тем более "программирование подготовки" и представление о программе, которую сам (или коллективно) строишь, перекраиваешь, "надеваешь на себя"... И она (программа) уже и есть - ты (как ДНК, например). А "ты" смотришь на то, как ты в программе живёшь, развиваешься и подстраиваешь её (программу), корректируешь, встраиваешь новые "проекты" и убираешь ненужные...

Представление о программах и программировании (С.Наумов)



Представление об "остановке" (техники и технология)

Об остановке в подготовке:
Нужно уйти рано утром в лес, перед рассветом, в сумерках. Дойти до озера, встать на обрыве на одну ногу и глаза закрыть. сколько простоишь?
И мыслей очень-очень много. всяких. от "телефон дома забыл", до вселенского ужаса какого-то, шуршит рядом...
Вспоминаешь, что мысли надо "отпустить" и попробовать простоять хотя бы секунд пять. Макушку "подвесить к небу", а ногой "укорениться в землю", в "инь"...
Две-три секунды - и всё.
А надо-то просто спокойно постоять в лесу у озера в сумерках на одной ноге!
Через десять минут (вечность) понимаешь, что кости, мышцы, центры тяжести и вообще тело с организмом тебе не подчиняются...
***
Но есть "спасение" - надо уже бежать. а там - машина, пробки, метро, толпа, офис проектный...
А там - главное! "тайм-менеджмент", "agile", "майнд-мепы" всякие, гаджеты с бигдатами и всякие эффективнейшие средства "управления" проектами, собой и, главное - другими...
Стресс, кризис, война, ураган, кобзон, windows и айфон, шефгад, бизнес, похороны, успех, друзья, вискарь...
***
Нужно утром уйти рано в лес... а нафига?! всё равно на одной ноге больше трёх секунд не простоишь с закрытыми глазами…
Тогда только "тайм-менеджмент", "agile", "майнд-мепы" всякие и ораторское мастерство личностного роста... "мне, как всегда и повторить сразу"

Два понимания "остановки":

К циклам (цепочкам): "остановка" - "смысл" - "действие" - "сопротивление-раздражение-осознание" - "рефлексия"... "рефлексия" равно или не равно "остановка"...
Здесь два понимания "остановки":
1. "стоп! смотри!", "стоп! понял!" мгновенно. это остановка боксёра, который идёт на кулак противника к нокауту. Это остановка горнолыжника при внезапном ощущении близкого обрыва и т.п. либо
2. "остановка" в плохом, "психологическом" смысле слова. "Стоп, хотите об этом поговорить?", "Приходите ко мне на прием через неделю - будем изучать психологию".
***
Из "точки остановки", как вывод, выведение, выход - должен быть спроектирован целый спектр различных тренировок. самые разнообразные способы и техники "остановки" и "конструирования смысла". Мгновенные, быстрые, длительные, связанные с изучением различных знаниевых, предметных областей. незаметные, неосознаваемые...
***
И почему здесь главное - тренировки по конструированию и формированию смысла? потому, что нельзя просто "начать действовать"! Под "действием" понимается всякая дрянь и враньё. Также нельзя пойти просто "изучать психологию", потому что под "психологией" понимается и впаривается такое... нельзя "изучать продажи", "изучать маркетинг"...
Если нет тренировки техник быстрого, мгновенного восстановления и построения смысла — это всё превращается в дрянь и зло. если есть, и ухватывается смысл — это всё превращается из "черепков" в золото и брильянты...

Доклад по теме. Разбивка на группы.


Рисовка 1

Файл-материалы здесь
(Все материалы здесь)


Рисовка 2 (дополнение к докладу – типы подготовки)

Три типа возможных "продуктов":

1. В материале и действии (всё многообразие - тьма - вещей)
2. В коммуникации (формы, схемы, методы и техники, договорённости, смыслы...)
3. В мышлении (схемы, конструкции представлений, рамки и их смена, понятия...)
Соответственно 3 типа подготовки (Рисовка 2)
***

Удачей можно считать сложившееся обсуждение технологии разбивки на группы. Это одно из важнейших средств организации и управления игрой и игровыми взаимодействиями. От мыслительного конструирования до организации тренировок в группах.
Предложено три варианта разбивки (Рисовка 1 - справа):

1. «Готов» – «не готов» (понимание и прорисовка начального и конечного состояния и представлений в процессе подготовки;
2. «Для себя» - «Рабочая группа» - «Вовне» (по употреблению продуктов и результатов программирования и организации подготовки);
3. «Подготовительный процесс» - «Расчистка» - «Схематизация» (по возможным этапам и технологическим операциям программирования подготовки)
4. Объемлющие группы: «Подготовка» и «Программирование»;
5. Группа «Конфигурирование» (обсуждение оснований и возможности соорганизации элементов в общей рамке «Подготовка – Программирование»)
В результате сложилось три группы: «Конфигурирование» - «Подготовка» - «Программирование».

Доклад «Конфигурирование»




Рисовка 3

Доклад «Подготовка»




Рисовка 4

Основной идеей можно считать подход к программированию и организации подготовки себя (Рисовка 4):

1. Понимание Позиции «не готов»;
2. Подготовка – «готовлю себя сам» (для этого можно читать книжки, брать уроки, ходить на тренировки etc., но Сам!);
3. Все позитивные и негативные удачи, трудности и неприятности воспринимать, как «условия подготовки», как подарок судьбы;
4. Подготовка к Позиция «готов» - к включению в деятельность – «задачи», либо «ситуации». «Чистый лист» - в том смысле, что объектов нет! Всё конструируется по месту в процессе подготовки. Главное! Конструирование средств (мышления, понимания, коммуникации и действия), ситуативно, по-месту, сначала – «как объект», а потом – «освоение»…

Доклад «Программа. Программирование»

Важным представляется сложившееся обсуждение «Позиции заказчика». Если понимать «программирование» в обсужденной выше логике «выращивания практик» (как главного основания построения программ собственного здоровья, образования etc.), то поначалу позиция и функция заказчика – это ты сам. В принципе (в пределе) – «внешний заказчик» — это мыслительная конструкция, прорисовка требований и атрибутов к «позиции внешнего заказчика», которым могут удовлетворять те или иные функции в функциональных структурах внешних систем и процессов, или конкретные люди, позиционирующие себя в этих структурах и процессах…

В противоположном случае – если «внешний заказчик» и «заказ» случился – это работа по встраиванию и конфигурированию собственных «программ разворачивания практик» с проявлением и уточнением требований, условий, задач «внешнего заказчика» и заказа…


Рисовка 5

На перспективу необходимо спланировать и организовать отдельно обсуждение принципов, подходов, способов и техник «программирования», в максимально бытовом и доступном применении и употреблении…


Рисовка 6 «Конфигурирование схем»

Приложение (к следующим обсуждениям)
Три типа (формы) подготовки:


И соответственно – «обучающих действий». Три варианта подготовки и получения «ответов»


Рисовка 7 (Три типа подготовки)

1. Некоторое сопровождение человека в ситуации (реальной или имитационной, учебной) – «подправить руку», «уточнить какое-то действие», «дать консультацию».
2. Выведение в пространство коммуникации (типа, «педагогика сотрудничества»). То есть включение «ученика» (обучающегося, научающегося) в качестве полноценного участника, партнера в коммуникации, но вместе с его представлением о ситуации. Как вариант – со своим проектом, кейсом или «проблемой» из деятельности предприятия, компании и т.д. Его последующие действия в его ситуации – это его личное решение.
3. Включение (введение) в пространство мышления. Это совсем не понятно (отдельное описание???). Можно опереться на текст С.Попова «Введение в методологию». Организатор подготовки выступает в качестве проводника, «сталкера» (по Стругацким). Человек, которого ведут по этой «зоне» - он может увидеть и понять только своё (если есть позиция и если сможет). А «проводник» может только поделиться своим опытом простраивания «пути» (равно «метод»), которым и можно ввести нового человека в эту область мышления. Что-то «преподать», «дать» в этом случае невозможно в принципе.
В этом смысле – действия тренера, преподавателя, они всегда ситуативны, уникальны, и действия Ученика тоже должны быть очень простыми, задачи и их решение должны строиться на самом простом материале и занимать минимум времени (там, где не требуется длительной трансформации, тренировки, «налёта часов» и т.п.). Но главный «метафизический» вопрос всегда – это «что стоит?» за этим простым действием, задачей, за этой простой метафорой и т.п. Если за этим многообразием простых действий в учебном процессе стоит примитивная идея «дисциплины», «роста продаж», «выполнение показателей министерства» – это одно. А если за «этим» удается поставить идеи культуры, схемы мышления и коммуникации – это совсем другое.
В проекте мастерской необходимо рассматривать все три типа игр, тренингов и курсов и их сочетание – ситуативных, коммуникационных и мыслительных. В этом смысле необходима разработка и проектирование учебных ситуаций и задач под все три варианта организации подготовки, цепочки «материал – продукт» и переходы «по слоям». Если человек попадает в позиции «ученика» в эти ситуации и задачи, то в его сознании тоже происходит преобразование, трансформация по всем трем слоям. Дальше возникает вопрос организации рефлексии – а что он может различить и понять, а уж тем более рассказать по поводу собственной продуктивности во всех трех слоях. (к вопросу об «обратной связи», типа «Вам понравилось? Или нет?)
Как различить этот внешний (проявленный) аспект подготовки, который можно зафиксировать через критерии выполнения задач и учебных действий и внутренний – то есть изменение его подготовленности к принятию неопределенности и катастрофичности и способности точно и эффективно действовать без прототипов, образцов и критериев оценки.
В этом месте полная неопределенность с критериями. Самый примитивный курс или тренинг по элементарным навыкам и способам действия может дать толчок к кардинальной смене (трансформации) представлений и будет восприниматься человеком как Событие и Откровение. И наоборот – самая сложная, комплексная и системная схема организации подготовки может восприниматься как «скука» и бессмысленное времяпрепровождение. (отдельное описание способов работы «восточных мастеров» и организации «восточных практик»???)
***

Tags: календарный план, коммуникация, методическая работа, практики здоровья, презентация, смысл
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments